Телефон:
Адрес:
г. Москва ул. Николоямская 49 корп.1 оф. 200

Статьи

Статьи

« Назад

Клининг в лечебных учреждениях  02.11.2012 02:57

В Москве в следующем году начнется передача государственных ЛПУ на конкурсной основе коммерческим предприятиям на основании закона «О концессионных соглашениях», позволяющем передавать имущество лечебных учреждений в концессию. «Победитель получит право управлять больничным имуществом и возьмет на себя часть городского заказа, в том числе обслуживание пациентов по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Москва получит высококлассное лечебное учреждение, работающее на город, но не будет нести затрат на его содержание», - объяснил идею «Ведомостям» заместитель мэра Москвы по социальному развитию Леонид Печатников.
 
Мы попросили прокомментировать эту новость представителей клининговых компаний и компаний-поставщиков для клининга в медицине. Представители клининговой индустрии в целом позитивно оценивают перспективы нового направления.
 
Александр Голубцов, ответственный редактор Издательского дома «Менеджер Здравоохранения», д.м.н.: Емкость рынка клининга в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) достаточно высока. Во многих территориях РФ на законодательном уровне приняты постановления, разрешающие клиникам на принципах аутсорсинга пользоваться услугами клининговых компаний. Но развитие клининговых услуг в ЛПУ сдерживает существующее законодательство, особенно в сфере организации мероприятий по дезинфекции. К примеру, в действующем СанПиН 2.1.3.2630-10, который разрешает клининговым компаниям работать в лечебных учреждениях, но при этом ограничивает номенклатуру помещений, предназначенных для уборки сторонними организациями.

Клинерам в настоящее время не доступны медицинские помещения, подпадающие под категории «особо чистые» и «чистые» по инфекционной безопасности (операционные, перевязочные, реанимационные и т.п.). Кроме нормативных актов, регламентирующих обеспечение чистоты в больницах и поликлиниках, серьезную конкуренцию для клининговых компаний начинают составлять собственные клининговые подразделения медицинских учреждений.Но пока их количество в общей структуре ЛПУ крайне мало.

Среди недостатков таких подразделений: отсутствие всего арсенала оборудования и технологий, которые может предложить крупная клининговая компания по всем разделам клининга; невозможность самостоятельного приобретения дорогостоящего клинингового оборудования. В тоже время и клининговые компании имеют ряд недостатков: отсутствие практического опыта работы в ЛПУ и профессиональных знаний, особенно по программе инфекционной безопасности; штат уборщиков клининговой компании часто не отличается от штата уборщиков ЛПУ («сменили тетю Клаву со шваброй на тетю Зухру с мопом»). Кроме того, часто клинеры не выдерживают уровня экономических расценок по уборке и дезинфекции 1 кв.м. площади, рассчитанные специалистами ЛПУ. Т.е. экономически они для государственных и небольших частных медучреждений менее выгодны, чем структурное подразделение.

Окончательный ответ по возможности внедрения клининговых компаний на этот рынок может дать только составленный компанией реальный и обоснованный комплексный бизнес-план с учетом всех особенностей присущих каждому отдельному ЛПУ. Его основная цель - профессиональная помощь и интеграция собственных бизнес-решений в программу по уборке и инфекционной безопасности ЛПУ, а не замена существующего подразделения по уборке или штатного персонала. Только так можно действительно избежать вышеназванных недостатков, присущих обеим.

Поэтому наиболее востребованы клининговые услуги в медицине в крупных мегаполисах - Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники. Кроме частных коммерческих медучреждений услугами сторонних компаний пользуются также ведомственные ЛПУ крупных госкомпаний, таких как «Газпром» и «Роснефть». В регионах положение с клинингом в медицине гораздо сложнее, так как компаний, способных оказывать качественные и профессиональные услуги в этой нише по всей России можно пересчитать по пальцам, и большинство из них сосредоточены в крупнейших мегаполисах страны.

Клининговые компании с появлением концессионных медицинских проектов получают новый рынок сбыта своих услуг. Однако, как и любой другой, этот рынок компаниям необходимо оценить: привлекателен он для них или нет. Здесь стоит учитывать не только новизну ниши, но и соизмерять свои силы - потянет ли компания достаточно высокие «входные билеты», сможет ли найти и обучить достаточное количество профессиональных уборщиков и дезинфекторов. И самое главное - сможет ли она убедить руководство лечебных учреждений в том, что ее персонал качественнее, а ее услуги профессиональнее, чем то, что сейчас имеет учреждение.
Но с тем учетом, что концессионные объекты в большинстве случаев будут реконструироваться, подвергаться капитальному ремонту или строиться новые, клинерам будет проще на этапе строительства (ремонта) разговаривать с коммерческими структурами, входящими в эти проекты. Ведь никто не хочет вкладывать деньги на столь длительный срок и в первые же месяцы «убивать» новые покрытия, дорогостоящее медицинское оборудование, получить рост внутрибольничных инфекций, благодаря старому персоналу. В этом случае уборочным компаниям придется конкурировать не только между собой, но и с собственной клининговой службой, содержание которой будут просчитывать новые собственники. А хорошей своей презентацией может послужить договор с ними на оказание уборочных и других работ (послестрой) на первых этапах ввода концессионального медпроекта ЛПУ.
 
Анзор Ашхотов, ген.директор УК  «TS Group»: Инвесторам, вкладывающим большие деньги в строительство и реконструкцию объектов необходимо окупать свои вложения. Сделать это без клиентов невозможно, а клиенты будут «голосовать ногами», т.е. если им один раз не понравилось обслуживание - они больше не придут и отговорят своих знакомых. Не секрет, что огромное влияние на впечатление человека от посещения того или иного учреждения оказывает чистота полов, мебели, санитарных узлов. В лечебницах этот фактор играет наиболее важную роль, т.к. никто не хочет в процессе лечения от одного недуга подцепить другой только из-за того, что стены в учреждении не мылись и/или не дезинфицировались как положено.

Горизонт планирования инвестиций в несколько десятков лет позволяет выстроить долгосрочные отношения между Заказчиком и Подрядчиком. То есть не на полгода-год, как сейчас, а на 3-5-10 лет, как это практикуется в европейских странах. Такие сроки позволяют полноценно адаптировать технологии для конкретного здания, отработать взаимодействие персонала клининговой компании с сотрудниками учреждения, разработать и отладить уборочный процесс, исходя из особенностей графика работы и специфики объекта. Подобная имплементация подрядчика на объекте может занять до полугода, но в дальнейшем все будет работать четко, долго и к взаимному удовольствию обеих сторон.

Весьма вероятно, что развитие направления концессии в медицине возьмут на себя сетевые коммерческие мед. предприятия. И им намного проще будет работать с подрядчиками, готовыми предоставлять услуги на всей территории присутствия сети. Таким образом, наиболее правильным подходом видится работа сетевого клиента с сетевым же подрядчиком, как это сейчас происходит в ритейле. Тем более интересно должно быть сотрудничество, когда один подрядчик может предоставить максимальный комплекс работ по обслуживанию недвижимости: клининг, фасилити-менеджмент, охрана и др.
 
Наталья Раздоркина, ком.директор УК «Мегаполис-сервис»: Развитие государственно-частного партнерства в медицине будет способствовать расширению рынка клининга в медучреждениях. Платные сервисы, которые будут предоставлять больницы и поликлиники, работающие на условиях концессионного соглашения, требуют того, чтобы клиент за свои деньги получал не только качественное лечение, но и уютную окружающую обстановку в которой ему приходится находиться продолжительное время. Это в немалой степени зависит и от чистоты в палатах, коридорах, туалетах и других помещениях лечебного учреждения. Сейчас нередки случаи в наших государственных больницах, когда уборка производится некачественно и с недостаточной периодичностью, уровень моющих средств и применяемого оборудования оставляют желать лучшего. Известны случаи привлечения в качестве уборщиков самих пациентов или их родственников.

Оптимальным сотрудничеством с точки зрения экономики мне видится сочетание аутсорсинга и собственной службы уборки, когда кабинеты, общие палаты, места общего пользования, а также территорию убирают специалисты клининговой компании, а за операционные и реанимационные палаты отвечают сотрудники лечебного учреждения. Многие известные мне коммерческие медицинские заведения пользуются услугами привлеченных клинеров, потому что у них есть опыт и технологии, например, технологии безведерной уборки, специально разработанные и идеально подходящие для обслуживания медицинских учреждений, позволяющие производить уборку и получать результат от нее на качественно новом уровне.
Сергей Семенюк, ком.директор УК «Facilicom»: Привлечение частных инвесторов предполагает изменения системы организации процессов управления ЛПУ в части снабжения и обслуживания недвижимости, в т.ч. в вопросах технического обслуживания инженерных систем, ремонта, уборки помещений и территорий. Бизнес привык работать современными рыночными методами, а это система реальных тендеров.

Что может измениться для подрядчиков и обслуживающих компаний? В первую очередь – это новые возможности и перспективы: современная тенденция – передача непрофильных для бизнеса направлений на аутсорсинг, соответственно мы предполагаем, что большинство ЛПУ, которые будут переданы в управление профессиональным инвесторам, будут максимально использовать этот механизм, и прежде всего в части обслуживания помещений и здания в целом. Во-вторых, мы предполагаем, что возрастут требования к качеству обслуживания, а также вопросы контроля качества. Во главе угла будет тезис «Необходимое качество при оптимальном уровне затрат на обслуживание».

Соответствовать повышенным требованиям работы с лечебными учреждениями смогут только подрядчики, имеющие соответствующий опыт, а также хорошую ресурсную и материально-техническую базу.

Для справки:
Уже сейчас, по словам г-на Печатникова, Москва получила предложения от девяти инвесторов, в том числе страховых компаний, которые интересуются городской клинической больницей № 63 на проспекте Мира. Некоторые фирмы готовы вложить в реконструкцию до 150 млн. евро. «Срок концессии будет исчисляться десятками лет, точной цифры нет, она будет определена в конкурсной документации», - рассказал «Ведомостям» руководитель одной из компаний, решившей участвовать в конкурсе.

Претендент намерен создать на базе больницы, не знавшей ремонта более 30 лет, четыре высокотехнологичных медицинских центра общей площадью около 30000 кв.м.. «Около 40% мощностей больницы будет использоваться для обслуживания пациентов с полисами ОМС (после реконструкции больница сможет обслуживать сопоставимое с нынешним число таких пациентов за счет внедрения новых технологий) и оказания высокотехнологичной медицинской помощи, остальное - для обслуживания пациентов с полисом добровольного медицинского страхования (ДМС) и за наличный расчет», - рассказал предприниматель.
 
Москва не первый город, где будет внедряться опыт частного управления государственным здравоохранением. В 2011 г. в Новосибирске по договору концессии на 22 года частной клинике «Авиценна» был передан роддом №1, а ЗАО «Стоматологическая поликлиника № 6» досталась стоматологическая поликлиника. Также в прошлом году Министерство земельных и имущественных отношений Татарстана передало в концессию компании «Ава-петер» помещения «Центра планирования семьи». Правительство Ульяновской области пошло еще дальше и собирается строить по концессионному соглашению хирургический корпус на территории областной больницы.
 

Веб-журнал InfoClean


Адрес:
г. Москва ул. Николоямская 49 корп.1 оф. 200
Клининговый портал Uborka.su мир профессиональной уборки, клининг